как нам и обещали: первые две части «дау» ильи хржановского вышли онлайн
#mstr_news
На официальном сайте «Дау» Ильи Хржановского (https://www.dau.movie/en/) появились первые две части кинопроекта о советском физике Льве Ландау — двухчасовая «Дау. Наташа» и шестичасовая «Дау. Дегенерация».
Стоимость просмотра одного фильма — 3 доллара (224 рубля). Доступ к картинам предоставляется на 30 дней после оплаты и 48 часов после нажатия кнопки «play». Также вам необходимо зарегистрироваться.
Все остальные фильмы кинопроекта «ДАУ», а также все 700 часов отснятого хронометража будут доступны онлайн позже.
Напомним, что ранее Министерство культуры РФ отказало в выдаче прокатного удостоверения четырем частям фильма.
«ДАУ» — проект кинематографический, театральный, научный, психологический, визуальный и перформативный. …Илья Хржижановский объединил вокруг проекта международное и междисциплинарное сообщество людей искусства, представляющих теперь его работу». В этом «Сообществе ДАУ», наряду с художниками Мариной Абрамович, Ромео Кастеллуччи, Карстеном Холлером, Анатолием Васильевым, — знаменитый оперный режиссер Питер Селларс, специалист в области квантовой гравитации Карло Ровелли, дизайнер Рей Кавакубо, музыканты Брайан Ино и Роберт дель Найя (Massive Attack), актеры Жерар Депардье, Виллем Дефо, Ларс Айдингер, актрисы Изабель Аджани, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Ханна Шигула, Барбара Зукова, культовый дирижеру Теодор Курентзис, известный неонацист Максим Марцинкевич (Тесак). Насчет привлечения к проекту иконы стрит-арта Бэнкси пока ходят лишь слухи.
Для съемок ленты о Льве Ландау в Харькове на заброшенном стадионе выстроили огромный советский НИИ, воссоздав стилистику, моду и атмосферу эпохи СССР. О съемках ходили легенды: одержимый своим фильмом, Хржановский, по сути, на год закрыл съемочную команду на локации. Актеры носили костюмы того времени, не пользовались мобильными телефонами и даже старались говорить так, как говорили тогда. Для того, чтобы воссоздать советскую атмосферу максимально аутентично, в Харькове по всему городу искали подходящий реквизит: часть вещей покупали, но большинство люди отдавали бесплатно.
Работа над фильмом велась темпами Алексея Германа (старшего) — то есть десять лет. С тех пор, как фильм при участии студии «Ленфильм» Хржановский начал снимать в Петербурге, утекло много воды и средств. Последние, полученные от Минкульта, по суду отправились в обратном направлении: создатели категорически не укладывались в сроки. Но то была капля в море: во сколько в итоге обошелся проект, продюсеры не рассказывают. По некоторым фигурировавшим в прессе оценкам, это свыше 50 миллионов долларов. На помощь пришли европейские кинематографические фонды и миллиардер, бывший владелец Yota Сергей Адоньев, — также, как утверждали журналисты, финансировавший предвыборную кампанию Ксении Собчак. Кроме того, продюсеры своеобразно экономили: многие актеры жаловались, что их отправляли восвояси без денег, «кидали» владельцев квартир в Харькове, сдававших жилье участникам съемочного процесса, часть реквизита тоже получали бесплатно и не возвращали. Но это фактически была тоже часть пресловутого эксперимента, провоцировавшего людей раскрывать свои качества в экстремальной обстановке — сродни той, что царила в Советском Союзе (время действия картины — 1930-е — 1960-е годы).
В общей сложности 127 дней камера, хладнокровно управляемая Юргеном Юргесом, который уже снимал для Михаэля Ханеке и Райнера Вернера Фасбиндера, была лишь немым свидетелем происходящего. Разговор об устранении разрыва между искусством и жизнью — зачастую лишь пустые слова, свойственные представителям псевдоавангарда. Профессиональные физики здесь остаются профессиональными физиками, профессиональные дворники — профессиональными дворниками, профессиональные сотрудники силовых органов — тоже самими собой и действуют соответственно. Так что снятые в «Дау» рыдания — это и вправду рыдания, секс — это и вправду секс, рвота — и вправду рвота, допрос — почти вправду допрос, а смерть — ну о смерти позже. «Отдел безопасности» в Институте составлен из бывших сотрудников советских внутренних органов, и они допрашивают или склоняют к сотрудничеству сотрудников с безошибочными пугающими ухватками. Почти как в тридцать седьмом. С одной только огромной разницей — это не тридцать седьмой. Ходят даже анекдоты о том, что Хржановский специально искал тараканов определенного оттенка, чтобы заселить ими комнаты институтских работников.
Еще ничего не зная о проекте «Дау», впечатление о нем можно составить по описанию одной из его финальных сцен. «Во время съемок Марцинкевич с приятелями избил и изнасиловал американского художника Эндрю Ондрежака, ассистента Марины Абрамович, исполнявшего роль психолога», — волосы встают дыбом, когда читаешь эти строки, опубликованные в уважаемой французской газете Le Monde. И это лишь один из многих шокирующих эпизодов, случившихся на съемочной площадке «Дау». Порой кажется, что все это журналистские выдумки, что не может быть такого в жизни — только в плохом кино. Однако журналисты уверяют, что нет. Марцинкевича с его соратниками на съемочную площадку пригласил сам автор проекта, режиссер Илья Хржановский. Судя по всему, он остался доволен результатами их работы. «Эндрю приехал с целью повлиять на неонацистов, но те повлияли на него», — цитирует Le Monde режиссера.
Со съемочной площадки бежали регулярно — и это несмотря на хорошую плату. Участница проекта Альбина Ковалева ушла после кадров с экспериментами над детьми с синдромом Дауна. Шокированная женщина не поверила режиссеру, который уверял, что с ними ничего не случилось. По ее словам, над участниками проекта издевались, подвергали допросам и психологическому давлению, в любой момент их могли арестовать ряженые «сотрудники КГБ». Другой участник «Дау» — астролог Люк Биже — отмечает, что его специально напоили ради сцены секса с одной несчастной, которую для хорошего кадра «посадили на бутылку».